КАК ПРИВЕСТИ СЕБЯ

В ПОРЯДОК,

или

опыт одного эксперимента над собой

(ответы на вопросы)

 

После опубликования газетного варианта моей работы в июне-июле в городской газете «Чайка Лобненская» и выхода в свет книги в октябре текущего года мне стало поступать много вопросов на электронную почту, автоответчик, устно и письменно на встречах в коллективах, в личном общении с лобненцами, на презентации книги, которая прошла 18 октября 2014 года в ДК «Чайка». Поступают и сейчас.

Очень отрадно, что данная тема оставила неравнодушными многих жителей нашего города. Говорят, береги честь с молоду. Я немного скорректировал бы эти справедливые слова. Надо беречь с молоду не только честь, но и здоровье, которое является, или однозначно должно быть для каждого из нас высшей ценностью (не деньги, не блага, не социальный статус, а именно здоровье). А с учетом сегодняшних реалий, здоровье стало ценностью не только в общем, отвлеченном  плане, но еще и в утилитарном, практическом смысле. Лучше жить так, чтобы не болеть. Ведь лечение сегодня стало очень «накладной вещью» и далеко не всем по карману. Поэтому, перефразировав слова Юлиуса Фучека, хочется сказать – люди, будьте бдительны к собственному здоровью!

Я проанализировал все поступившие вопросы, объединил их в схожие по содержанию группы и попробую в этом материле на них ответить. Насколько удачно – судить Вам, читателям.

 

Хорошего человека должно быть «много»?

 

Поступило ряд вопросов и суждений, скептически оценивающих необходимость поддержания правильного веса. Один из них, типичный, поступивший на мою электронную почту: «Добрый вечер! Вы пишите про здоровое питание, а зачем надо снижать вес вообще, если меня и так все устраивает? Ведь не зря есть поговорка, что хорошего человека должно быть много».

Безусловно, такая позиция имеет право на существование. Это личное дело человека и никто, на мой взгляд, не вправе его за это осуждать.

Но хочется, чтобы человек с большим избыточным весом осознал, что он с утра до вечера носит свои лишние 20-50 килограммов годами. А сердце, печень, почки - такие же, как у обычного человека. Быстрее изнашивается организм, большая вероятность диабета, снижения противоопухолевых защитных возможностей организма, а следовательно и вероятность рака, психологические проблемы. Я это на себе испытал. Очень «не понравилось». Доказано: полные люди в среднем живут на 10-12 лет меньше, чем те, у кого вес нормальный.

Поэтому на этот вопрос каждый человек, имеющий большой избыточный вес, должен сам себе ответить. Это ему надо? Он этого хочет? И сделать свой выбор. «…Каждый выбирает для себя, …каждый выбирает по себе…».

А с фразой, хорошего человека должно быть «много» - согласен, но этого «много» должно быть не в боках и других частях тела, а в сердце и душе.

 

Раздельное питание. Это не вредно?

 

Вопросы вызвало и раздельное питание. Один из них: «Я читала в газете, что Вы придерживаетесь принципа раздельного питания. Но кто-то считает, что это неправильно и даже вредно для здоровья. Какова Ваша позиция?»

Да, я стараюсь придерживаться принципов раздельного питания. В основе его – прием простой пищи, отказ от многосоставных блюд и их разнообразия за один прием, правильная комбинация употребляемых продуктов. Разделяю мнение, что при раздельном питании уменьшается количество процессов брожения и гниения в организме, улучшается усвоение питательных веществ, идет снижение веса, результат которого длительный, а не временный. Кроме того, снижается нагрузка на желудочно-кишечный тракт и сердце, что необходимо для людей, имеющих эти проблемы. Все это я ощутил на собственном опыте.

Что касается правильно или не правильно, вредно или не вредно для здоровья, думаю, не в этом дело. Вопрос в другом – адекватно или не адекватно возрасту, медицинским показаниям.

Главный аргумент «против» в том, что если человек длительное время будет питаться в соответствии с принципами раздельного питания, то он может потерять способность справляться с многосоставленными блюдами, нарушив универсальсальность пищеварительной системы организма, становится «привязанным» к «жесткому» режиму питания.

Безусловно, логика здесь есть. Здоровый молодой человек должен быть готов к любому меню при каждом приеме пищи. И жесткое применение принципов раздельного питания в этом случае, думаю, было бы неправильно.

Но есть и другая логика. Не все мы здоровы и молоды. Поэтому я считаю, что принципы раздельного питания целесообразно использовать людям зрелого возраста, а так же иным, имеющим соответствующие медицинские показания. Только не надо из этого делать «панацею» от всех проблем и доводить все до абсурда.

 

Чем «плоха» диета П. Дюкана?

 

Несколько вопросов на презентации книги касались моего отношения к диете Пьера Дюкана. Один из них: «Уважаемый автор! А чем Вам не понравилась белковая диета Дюкана? Почему?»

Я очень уважительно отношусь к известному французскому диетологу Пьеру Дюкану, его книги оказали большое на меня влияние.

Что же касается его «диеты белкового чередования», то дело здесь не в том хорошо это или плохо, нравится или не нравится. Вопрос в адекватности.

Для людей зрелого возраста и имеющим медицинские проблемы такими белковыми атаками можно «подсадить» организм, нарушить обменные процессы, привести к зашлакованности и другим негативным последствиям.

В начале своего пути я все это прошёл и ощутил все «прелести» последствий на себе. Больше не хочу. Мне подходит умеренно-калорийная углеводно-белковая диета.

Думаю, что эта диета может быть применима и полезна, но только для молодого, сильного организма с избыточным весом.

 

Йога - это «панацея»?

 

Поступило много вопросов, касающихся роли физической активности в процессах нормализации функционирования организма, снижения веса. Людей интересует зачем это нужно, чем следует заниматься, почему я занимаюсь именно йогой и что это дает организму. Может ли она помочь человеку сгармонизировать себя с окружающим миром и самим собой?

Уверен, что без интенсивных, системных и регулярных физических нагрузок привести себя в порядок невозможно, ничего не получится. Мышцы, через растяжение и расслабление, должны работать, испытывать нагрузку, чтобы «прокачивать» кровь по сосудам и доставлять нашим органам все необходимое для их нормального функционирования и снабжения кислородом. В противном случае организм  теряет способность очищаться даже от продуктов собственной жизнедеятельности и, в конце концов, это приводит к ухудшению здоровья и болезням.

Заниматься можно всем, но адекватно состоянию здоровья и возрасту – физкультурой, спортом, фитнесом и другим. Все это будет очень полезно, но делать это надо не от случая к случаю, а регулярно, системно, тогда будет и положительный результат.

Нужно органичное сочетание рационального, сбалансированного питания и соответствующих физических нагрузок, которые человек должен подобрать индивидуально для себя.

Почему именно йога? Любая физкультура и спорт полезны, потому что усиливают кровотоки, необходимые организму для обеспечения нормального обмена веществ, но йога, думаю, позволяет это сделать более комплексно, воспитывает в человеке чувство меры и пропорции, дает ощутимый терапевтический эффект, повышает тонус организма, улучшает иммунитет и гормональный фон, помогает в лечении многих других заболеваний и позволяет, главное, заниматься независимо от возраста.

Йога в современном, узком понимании – это система методов и практики работы с телом и сознанием. По сути, это работа с сознанием посредством тела. Именно этим йога и отличается от гимнастики, фитнеса, физкультуры и спорта. Работа осуществляется не только с физическим телом, но, прежде всего, ориентирована на сознание в процессе практики. То есть, «очищая тело», мы «очищаем и душу».

Очень замечательно сказал о йоге самый влиятельный ее мастер в мире Б.К.С. Айенгар в своей книге «Свет жизни: йога»: «Йога превратила меня из зависимого существа в осознанного человека, наполнив мою жизнь смыслом. Она помогла мне прикоснуться к радости и великолепию жизни…». И далее: «Все мы просим от жизни одного и того же – физического и душевного здоровья, взаимопонимания, мудрости, умиротворения и свободы. ...Йога же в понимании мудрецов создана для исполнения всех наших желаний. ...Мы превращаемся в гармоничный микрокосм, вписанный в макрокосм вселенной. Это единство, которое я часто называю слиянием – основа целостного существования, умиротворения и высшей степени свободы. Йога позволяет Вам вновь открывать в себе это чувство равновесия и цельности бытия. …Философия и наука йоги ставят своей целью исследовать человеческую природу, помогая нам научиться реагировать на ежедневные переживания и тяготы жизни. ...Йога является светом, когда-то осветившим этот мир, и этот свет никогда не потускнеет. Чем лучше ваша практика, тем ярче разгорается пламя!».* Лучше не скажешь.

Что касается того, может ли йога помочь человеку жить в мире с самим собой и внешним миром, то думаю, что однозначно да. Системные, регулярные занятия йогой способствуют улучшению психической саморегуляции, психологической устойчивости и стабильности, памяти и воли благодаря приобретаемым навыкам внимания. С помощью йоги человек становиться физически и психически более здоровым, начинает действовать более эффективно и целостно в любом деле, будь то работа, взаимодействие с другими или личная жизнь. Но йога не лекарство, а только «ключ», который помогает завести природный механизм излечения и добиться целостности в жизни.

 Также, нельзя йогу рассматривать как религию. По этому поводу Б.К.С. Айенгар писал: «Йога не является религией или догмой для какой-то одной культуры. Хотя она и произросла на индийской земле, это универсальный путь, открытый для всех, вне зависимости от их происхождения». Думаю, ее можно отнести к одной из философских систем, описывающих свою картину мира, которую невозможно проверить, но она помогает людям, являясь эффективным способом работы над собой и достижения необходимой жизнестойкости. То есть, йога гармонизируют и укрепляют человека на всех уровнях. Это один из путей к обретению человеком внутренней гармонии.

Интересный подход к этому в ведической медицине, которая утверждает, что у человека, условно, не одно тело (оболочка), а пять основных слоев нашей сущности. У каждой из этих оболочек, слоев (кош), есть свое название, и каждая отвечает за определенный уровень человеческого существования. И если за каждым из этих тел (оболочек) правильно «ухаживать», можно достичь внутренней и внешней гармонии. Аюрведа рассматривает каждый этот уровень (слой, оболочку, тело) по отдельности и предлагает людям гармонизировать себя по частям для того, чтобы затем перейти в состояние полного единства и гармонии. Практика йоги направлена именно на то, чтобы с течением времени трансформировать каждую из оболочек, исцелить их и наполнить новой силой, а это приведет к гармонии с самим собой и внешним миром. То есть, практика йоги учит жить в полном смысле этого слова – физически и духовно, развивая одну за другой все оболочки. Строение этих тел (оболочек) человека напоминает многослойный лук или матрёшку, в которой меньшая прячется в следующей большего размера.

В качестве первого, внешнего тела (оболочки) Аюрведа рассматривает физическое тело. Это единственный слой, который можно «пощупать».  Его состояние напрямую зависит от того, как мы питаемся, каким воздухом дышим, в какой социальной среде и окружении находимся, от наших действий, от физической активности. Известно, что в здоровом теле - здоровый дух. Именно этому и посвящена моя книга. В практике йоги взаимодействие на этом уровне преимущественно реализуется через асаны, которые являются, в отличие от простых физических упражнений, разнообразными положениями тела, позами, которые внешне выглядят статичными, но сопроваждаются тщательной, внутренней работой и наполнены внутренним содержанием, выражающемся в сосредоточении внимания на теле, его частях, физиологических процессах в организме (например, на сердцебиении и т.п.) и переносе объекта этого внимания в центр (фокус) сознания на определенное время. То есть, это осознанное возвращение внимания в свое физическое тело. Асаны поддерживают силу и здоровье тела, без которых дальнейшее развитие невозможно, а также позволяют гармонизировать организм с природой.

В качестве второго тела (оболочки) рассматривается праническое тело (оболочка). Это наша жизненная, витальная, энергетическая оболочка с «воротами», через которые в организм поступают потоки жизненной энергии – праны (через глаза, уши, рот, ноздри и т.д.). При регулярной  практике дыхательных упражнений – праноям, с  направлением своего внимания на дыхание, наши чувства начинают уже не так остро отвечать на «волнения» внешнего мира, прана накапливается, и человек чувствует в себе больше сил. Мы управляем этой энергией через дыхание, в йогической концепции оно считается мостиком между телом и разумом. Пранаяма и асаны уменьшают стресс, пронизывающий наш мозг, и он обретает долгожданный покой.

Третье – ментальное тело (оболочка ума) или попросту ум. Он связывает воедино физическое и праническое тела и одновременно обеспечивает связь с внешним миром. Эта оболочка – своеобразный рецептор, который улавливает наши впечатления от жизненных событий, и именно ум расценивает их как положительные или отрицательные. Чем беспокойнее ум человека, тем сильнее его реакция на внешний мир. Практика йоги учит контролировать ум и управлять потоком мыслей, которые достигаются концентрацией (медитацией) внимания на объекты сознания (эмоции, мысли).

Согласно йогическому знанию, именно с контроля ума и начинается управление собственной жизнью и, соответственно, достижение поставленных перед собой целей.

Четвертое – это астральное (интеллектуальное, интуитивное) тело (оболочка). Здесь обрабатывается информация, полученная от тела – ума. Ум – это наш советчик и калькулятор, который анализирует информацию и дает ей весьма субъективную оценку на основе прожитого опыта.  И если ум ведет к мыслям, то интеллект – к разуму, наконец, к мудрости. На уровне же астрального тела мы осознаем происходящее по принципу «благо - не благо». Астральное тело человека точно чувствует, что именно ему нужно, чего просит его душа. Не слышать голос души и интуиции - значит не проживать собственную жизнь.

На этом уровне мы обращаемся к духовному состоянию, к размышлению об истине, задаем себе вопросы о вечном и т.д.

И наконец пятое – это самая тонкая, глубинная оболочка, трансцендентное тело (по И. Канту – бог, душа, бессмертие, доступные только вере, по К. Ясперсу – абсолютная и непостижимая реальность), иногда его называют телом блаженства, душой, или истинным Я. На этом уровне человек способен понять всю сущность своего существования и испытывать чувство подлинного блаженства, не привязанного к земным удовольствиям. Лишь немногие йоги способны, проработав все предыдущие уровни, дойти до этого состояния.

Три последних тела (оболочки, слои нашей сущности) на мой взгляд, можно было бы назвать психическими, то есть физическое, энергетическое и более тонкие психические тела (ментальное, астральное  и трансцендентное).

Б.К.С. Айенгар ассоциирует эти тонкие тела (оболочки) с понятиями: Устойчивость (физическое тело), Витальность (праническое тело), Ясность (ментальное тело), Мудрость (астральное тело) и Блаженность, Душа (транцедентное тело).

Первые четыре оболочки тесно связаны с физиологией человека. По учению йоги, на этих уровнях все мы смертны, и только на пятом уровне человек больше не привязан к физическому телу и осознает бессмертие души. И вся практика йоги – это движение с перефирии, от внешней оболочки, то есть от физического тела к центру, самой глубинной, тонкой, оболочке – душе.

Поэтому, однозначно, человек системно и регулярно практикуя йогу, прорабатывая вышеуказанные оболочки от внешней к более глубоким, через комплексы физических (асаны) и дыхательных (пранаямы) упражнений, используя сосредоточение, концентрацию внимания, медитатацию, сможет все лучше и лучше сбалансировать свое внутреннее состояние и, как следствие, это приведет к гармонии как внутри себя, так и в отношениях с другими людьми, и в целом с окружающим миром. На вопрос учеников, что дала ему йога, Б.К.С. Айенгар отвечал: «Единство себя, избавив от внутренних конфликтов с собой, противоречий и сомнений». Человек становится более самодостаточным, увереннее чувствует себя в этом мире и более эффективно действует по его изменению вокруг себя.

По сути, практика йоги способствует формированию качеств, необходимых для достижения успеха человека во всех сферах жизни, «ключами» к которому являются: концентрация, целеустремленность и сотрудничество, при условии, что они «работают» одновременно. Именно наличие этих трех качеств и дают возможность человеку быть одновременно и успешным, и гармоничным, и более эффективным в деятельности. Это в некотором смысле «формула успеха».

Под концентрацией я понимаю, прежде всего, способность человека с помощью сознательного усилия сосредотачивать (фокусировать) свое внимание на том или ином объекте и удерживать его в центре своего сознания. Целеустремленность – это способность человека ставить перед собой сложные цели и получать положительный результат в их достижении. Сотрудничество – это способность человека продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Попробуйте «просканировать» любого человека через «призму» этих качеств и вы сможете оценить успешность этого человека и эффективность его деятельности.

Но это не только богом данные качества, их можно развивать. И одним из способов является систематическая и регулярная практика йоги, движение по ее ступеням, от низших к высшим, которых восемь, и о которых Б.К.С. Айенгар говорил, как о лепестках распускающегося великолепного лотоса. Я, прежде всего, здесь имею ввиду необходимость принятия и следования принципам поведения во внешнем и внутреннем мире, принятым в йогической культуре (хорошо перекликаются с христианскими ценностями и заповедями), работа с телом, дыханием и, самое главное, через сосредоточение, концентрацию и медитацию с сознанием. То есть, с телами (оболочками) о которых говорилось ранее.

Есть и другой путь развития этих качеств через практику внимательности, основу которой составляют «светские» формы медитации, которые направлены на то, чтобы «Я» стало здоровее и энергичнее, добрее к себе и окружающим, гармоничнее и успешнее в социуме.

Внимание лежит в основе всех важнейших функций человеческой психики. То, как мы разворачиваем свое внимание, на что его направляем, определяет то, какой жизнью и в какой реальности мы живем. Внимание похоже на мускул – чем больше мы его тренируем, тем более сильным внимание становится. Причем направляя внимание различным образом мы активизируем различные отделы головного мозга, что способствует улучшению эмоционального, интеллектуального, физиологического регулирования, в целом улучшению исполнительных функций мозга.

Ученые выяснили, что человеческий мозг не прекращает свое формирование и развитие к 25 годам, а продолжает изменять структуру своих нейронных сетей в ответ на новый опыт (этот феномен называется нейропластичностью). Отсюда у людей, занимающихся практикой внимательности, также как и йогой, процессы старения мозга замедляются.

Напрашивается вывод: чтобы привести себя в порядок, то есть, обеспечить нормальное функционирование всех систем организма и устойчивую личностную адаптацию в социуме, и, прежде всего, в зрелом возрасте, необходимо не только здоровое, рациональное питание и достаточная физическая активность, но и системная, целенаправленная работа со своим сознанием, и в конечном счете со своей душой.

Именно это, в совокупности, поможет человеку не потерять «вкуса» к жизни, прожить ее достойно и пройти свой «Via Dolorosa» с меньшими страданиями, не больным в постели, мучая себя и близких, а гордо «стоя». Б.К.С. Айенгар всегда говорил людям: «Живите счастливо и умрите величественно!» Именно это он и сделал в августе этого года в возрасте 95 лет.

Что касается того, является йога «панацеей» от всех наших «бед», то думаю, что панацеи от чего-то вообще не существует. Мы хотим верить в нее, но ее нет. Потому что сложные явления в мире не детерминированы одной или несколькими причинами, они зависят от бесконечного множества факторов. Полагаю, что йога, как и иные технологии и стратегии – все же, не панацея, а эффективный метод работы с телом и душой, который может изменить и помочь человеку, поднять его на более высокий уровень своего развития во всех отношениях.

Как похудеть и не обвиснуть?

 

Эта тема вызвала повышенный интерес у читателей. Приведу ряд заданных вопросов: «Уважаемый Сергей Степанович! При таком солидном уменьшении веса сильно уменьшается объем тела и обвисает кожа. Что делать с «фартуком» на животе, коже лица, рук и ног, если я в возрасте?», «Где почитать о специальных упражнениях при похудении для шеи, если резко худеешь?», «Вы сбросили почти 50 кг и не сильно обвисли! Как Вам это удалось?»

Действительно, это непростая проблема для тех, кто намерен достаточно быстро и значительно снизить вес. При интенсивной потере веса жир уходит, оставляя кожу в некоторых местах «вялой», с растяжками, и сильнее это наблюдается у людей в возрасте, при сниженных компенсаторных возможностях организма. Особо «опасно» это на животе и под подбородком.

Путь решения этой проблемы, на мой взгляд, это повышенная физическая активность, адекватная своим медицинским показаниям. Физические нагрузки способствуют поддержанию мускулатуры тела в форме, подтягиванию кожи, и потеря жира не так «страшно» отражается на облике человека. Для «смягчения» проблем на животе и под подбородком желательно выполнение дополнительных специальных физических упражнений по укреплению мышц брюшного пресса и лицевая гимнастика. Только делать это надо не эпизодически, от случая к случаю, а системно и регулярно.

Где посмотреть эти упражнения и комплексы? В Интернете, наберите через через любую поисковую систему: «упражнения для мышц пресса» или «лицевая гимнастика», и Вы получите «уйму» материалов. Останется только начать работать над собой.

Кроме этого, при большом снижении веса в зрелом возрасте, независимо от пола, желательно обратиться за консультацией к врачу косметологу. Иначе можно вес привести к правильному от исходного, но взглянув на себя в зеркало, очень огорчиться. Обратите на это внимание.

Что касается меня, то я не менее четырех раз в неделю занимаюсь практикой йоги, в ходе которой выполняю упражнения для мышц пресса, шеи, лица и подбородка, хожу на занятия лечебной физкультуры, занимаюсь ходьбой и др. Стараюсь, ни дня без физических нагрузок. Думаю, что это помогает мне.

 

На обложке книги - фотомонтаж?

 

Среди ряда читателей дискуссию и вопросы вызвала обложка моей книги. Может это фотомонтаж, а на самом деле снимали лежа или стоя, а потом перевернули? Приведу один из вопросов: «На обложке Вашей книги – это Ваша фотография? Это не фотомонтаж? Даже если это правда, то все же, это как-то шокирует? Не правда ли?»

По поводу «шокирует», не знаю. По крайней мере это лучше, чем если бы я на фотографии сидел с кружкой пива и свиной рулькой. Хотя я понимаю, что это для некоторых может быть и неожиданным. Ведь действительно все мои публичные фотографии за эти последние двадцать лет были в костюме, как правило, в галстуке и, конечно, не вверх ногами.

Что отражает обложка книги? Это два взаимосвязанных начала, проходящие красной нитью через всю книгу – здоровое, рациональное питание и физическая активность, являющиеся основой здорового образа жизни.

На обложке - именно я, и это не фотомонтаж. Кто занимается регулярно практикой йоги согласятся со мной, что это не столь уж «крутая» асана. Под наблюдением инструктора ее многие делают. Отмечу лишь, что я стал делать это на втором году занятий, после достижения пенсионного возраста.

 

А почему экзистенциализм?

 

Неоднозначное отношение вызвали у читателей те части книги, в которых содержится объяснение происходящих в человеке процессов через «призму» социальной философии и психологии. Прозвучало много критики. Приведу ряд прозвучавших мнений: «Почему в Вашей работе столько философии. Зачем это нужно? Это никакого отношения не имеет к улучшению здоровья, а тем более к похудению!» и «Зря Вы приводите так много цитат. Это «вода». Лучше было бы, если Вы оставили только конкретные вопросы по теме!» Или вопрос, прозвучавший на презентации книги: «Здравствуйте! У Вас просматривается увлеченность экзистенциализмом, оправдано ли это. И поясните, почему только западные авторы?»

Думаю, оправдано. Когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию – физиологическую или социальную (болезнь, страдания, трагедия, чувство вины и т.д.), это «бьет», прежде всего, по его психике и выражается в сильных переживаниях, в потере смысла жизни. То есть, тех психических состояний, которые являются предметом изучения экзистенциализма, одного из интереснейших направлений современной социальной философии. Экзистенциализм рассматривает человека как уникальное духовное существо, способное к выбору своей судьбы, и всегда находящееся в процессе становления, тем самым обретая свою сущность. То есть человек делает себя сам. Основной атрибут – свобода, которая подразумевает всю гамму переживаний человека за результат своего выбора. Или, как писал К. Ясперс, это учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе. Экзистенция же означает переживания конкретного человека своего бытия в этом мире.

И весь процесс приведения себя в порядок, то есть, нормализации и улучшения работы всех систем организма, в том числе и обмена веществ, начинается не на физиологическом, а на социальном и психологическом уровнях. Только после того, как человек осознает свои проблемы, свое положение в этом мире, возможно обретение нового смысла своей жизни, формирование мотивов и психологической установки на изменение способа своего существования, на соответствующий образ жизни. А далее начинается деятельность, заключающаяся в работе над собой.

По поводу того, что только западные авторы. К сожалению, в советский период у нас это направление социальной философии практически не разрабатывалось. Психические состояния изучались в общей психологии, но, как правило, вне социального контекста. В социальной же психологии приоритет был отдан психологии малых групп (коллективов). Поэтому я и опирался на работы западноевропейских философов – В. Франкла, К. Яспера, А. Камю, Ж.П. Сартра и других. Это были великие люди, гуманисты, которые сами, на себе пережили то, что отражают те основные понятия, которые они разрабатывали и которыми оперировали: стоять перед лицом «ничто», испытывать «крушение» и «пустоту», переживать «бездну», «экзистенциальный ваккум», быть в «пограничной» ситуации, на «изломе», на «грани» своего существования и т.п.

Вместе с тем следует отметить, что одним из предтечей экзистенциализма является наш Ф.М. Достоевский, ссылки на которого есть в работах практически всех ведущих социальных философов-экзистенциалистов, и о котором Ф. Ницше в своей работе «Сумерки идолов» сказал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться. К основателям же русского экзистенциализма я бы отнес Льва Шестова и Николая Бердяева (хотя его и относят больше к религиозным философам), который оказал большое влияние на творчество М. Булгакова («Мастер и Маргарита») и который, думаю, еще недостаточно оценен в русской культуре.

Николай Александрович в одной из своих работ писал: «Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности». Думаю, что философы-экзистенциалисты, которых я назвал, в том числе и Б.К.С. Айенгар, о котором я говорил ранее – это люди, которые «прорвались» именно к вечности.

 

«Иметь» или «Быть»?

 

На презентации книги поступил еще один вопрос, тесно связанный с педыдущим: «Мне понравился эпиграф книги – цитата А. Эйнштейна, но как понимать Вашу ссылку на Фромма «В жизни человека начинает превалировать тенденция быть, а не иметь?»

Действительно, Альберт Эйнштейн очень глубоко сформулировал высшую цель человеческого существования: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Но эту мысль высказывали и ранее великие мыслители. При работе над книгой, альтернативой данному эпиграфу, были слова Карла Маркса (истинного, не «вульгаризированного»): «Цель человека быть многим, а не обладать многим». Замечательно сказано! И я разделю бытующее мнение, что в новейшей истории человечества наибольший вклад в изучение природы внес А. Эйнштейн, общества – К. Маркс и человека – З. Фрейд.

Что касается понятий Эриха Фромма «иметь» и «быть», то они отражают два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации человека в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.

Тенденция «иметь» - это жизненная ориентация на овладение, на вещи, «быть» - это ориентация на человека. Они диалектически взаимосвязаны и присущи любому человеку. Тенденция «иметь», «обладать», в конечном счете, черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Тенденция «быть» обретает силу в специфических условиях человеческого существования, то есть в социальном факторе. Вопрос в их соотношении, которое определяется господствующей в обществе социальной структурой, системой ценностей и норм. Те культуры, которые поощряют модус обладания, опираются на одни потенции человека, те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие.

Соотношение этих двух начал - обладания и бытия - определяет тип обществ и государств. Для современных обществ потребления доминантой выступает «иметь», то есть стремление к «благам» и «обладанию», а не к «бытию» и «смыслу». При существовании по принципу обладания отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом своего владения, в стремлении превратить всё и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность. Вырваться из плена обладания – таково главное условие всякой подлинной свободы и возможности выхода за пределы своего «Я», то есть продуктивной реализации своей человеческой потенции.

Содержание этих двух понятий «иметь» и «быть» отражает два противоположных принципа существования, считает Э. Фромм, принцип Сатаны и принцип Иисуса. Первый олицетворяет всё, что связано с материальным потреблением, с властью над природой и человеком. Второй же олицетворяет начало бытия, а также идею, согласно которой отказ от обладания есть предпосылка бытия.

К сожалению, современный мир, и прежде всего, западный, сегодня следует преимущественно принципам Сатаны. Там всё приспособлено для разрушения духовности, для извращения её. Под «прикрытием» понятия «толерантность» идёт навязывание людям и, прежде всего, молодежи антихристианских ценностей и моделей поведения. По сути, идёт попытка ослабления социального иммунитета к этому, сложившегося за многовековую историю человечества. И мы это сегодня наглядно видим. Еще в середине XX века Э. Фромм писал: «Вся европейско-американская история, несмотря на христианизацию, является историей завоеваний, покорений и стяжательства; самые высокие ценности нашей жизни – быть сильнее других, одерживать победы, покорять других и эксплуатировать их». Очень точно сказано.

В то же время, на мой взгляд, в нашем обществе, которое после 20-25 лет страданий и потерь начало пробуждаться, нравственно и духовно возрождаться, переориентироваться на саморазвитие, здоровый образ жизни, на пересмотр отношения к себе и окружающему миру, своему здоровью, пусть медленное, но все же идет поступательное изменение установки на обладание в пользу бытия. Именно это, думаю, поможет нам защитить свой генетический код, свою ментальность и национальную идентичность, а, следовательно, и сохранить свою Родину.

Рекомендую читателям прочитать работу Эриха Фромма «Иметь или Быть?», вышедшую в 1976 году. Замечательная книга. Не пожалеете.

О ягоде Годжи

 

На презентации книги мне поступил любопытный вопрос: «Я слышала, что Вы, употребляя ягоды Годжи, значительно снизили свой вес. Как правильно (сколько и как часто) их принимать?»

Но это совсем не так. То, что мне удалось привести свой избыточный вес к правильному, т.е. нормализовать его, есть не результат употребления только ягоды Годжи, а длительная, кропотливая, комплексная работа над собой, существенное изменение своего образа жизни на иной, здоровый.

Что же касается ягоды Годжи, то это хорошее профилактическое, общеукрепляющее средство, которое способствует замедлению старения организма и повышению иммунитета, противораковой профилактике (в т.ч. рака легких), полезно при гипертонии, диабете, ожирении, мочекаменной болезни и др. Но оно вовсе не является «панацеей» от всех наших бед и проблем. И таких полезных средств в природе множество (шиповник, боярышник и т.д.)

Я использую не саму ягоду, а отвар из них (думаю, нежелательно их употреблять сырыми). Чередую с приемами отваров шиповника или боярышника, по 100-150 гр три раза в день, за полчаса-час  до приема пищи.

 

С возрастом надо быть пассивнее?

 

На электронную почту мне поступил любопытный вопрос: «Правильно ли я Вас понял, что Вы призываете с возрастом замкнуться в себе, быть пассивным. ? И если да, объясните, пожалуйста, почему?»

Нет, не правильно. Я так не говорил. Я говорил о переориентации направленности сознания с возрастом, из вне вовнутрь.

И это закономерно. С возрастом так и должно быть у каждого человека. Если в молодые годы мы должны быть преимущественно устремлены вовне, в социальный мир (нужно социализироваться, получить образование, создать семью, сделать карьеру и т.д.), то в зрелые годы модальность этого процесса должна меняться в обратную сторону (человек вовремя должен сменить работу, перейти к «щадящему» режиму деятельности, смириться со своими социальными и материальными достижениями, изменить свое отношение ко многому, заняться собой и т.д.). Недаром же в народе говорят: «Пора и о душе подумать». С возрастом процесс смещения сознания извне вовнутрь вовсе не означает, что это уход в социальную самоизоляцию или «залезание в скорлупу». Это крайность, как и «полный» уход вовне, в социальный мир. Нахождение на «краях» - это «клиника», или «пограничные состояния». Речь о другом, о соотношении этих тенденций в процессе жизни человека, о диалектике внешнего и внутреннего, социального и духовного.

Стратегия жизни у человека должна быть разной на разных этапах своего пути. Если в молодости надо дать «газ», то в возрасте вовремя притормозить, иначе это может привести к «аварии», и можно «улететь» с «дороги» жизни. Если человек этого вовремя не поймет, не почувствует и не скорректирует себя, это рано или поздно приведет к дезадаптации, внутреннему конфликту и, вообще, к печальному результату. Об этом надо помнить.

Поэтому с годами надо быть не пассивнее, а адекватнее своему возрасту и своему состоянию.

 

О диете Малышевой

 

В ходе презентации книги поступил вопрос: «Ваше отношение к диете Малышевой?»

Положительное, как и к её ТВ-передачам. Полезное дело делает.

Когда остаюсь один, супруга покупает этот набор, чтобы не нарушал систему своего питания и не готовил. Действительно низкокалорийное, маложирное и малосоленое питание. Рекомендую.

Но использую ее не полностью, только первые и вторые блюда. Десерты же отдаю другим, опасаюсь, что в них сахар, который мне не нужен.

Но все же лучше, полезнее, и дешевле домашнее питание, приготовленное в мультиварке.

 

Нужны ли таблетки для похудения?

 

Устно, по электронной почте и на презентации книги меня неоднократно спрашивали о моем отношении к лекарственным средствам, способствующим снижению веса и сжигающим жиры. Не вредно ли это?

Я изучал этот вопрос на начальном этапе своего пути, когда передо мной стояла задача быстрого снижения веса. Мне рекомендовали редуксин, таблетки для лечения ожирения. Но я не стал их принимать, решил пойти естественным путем.

На рынке есть много и другого, в том числе жиросжигатели американского производства. Например, Lipo-6, который, как пишут подавляет неумеренный аппетит, дает жиросжигание и дополнительную энергию. А недавно на НТВ в передаче Сергея Малоземова «Вакцина от жира» сказали, что в 2018 году, там начнут выпускать новый препарат «сыворотку стройности» (подкожный укол, который через гармональные превращения «уберет» весь лишний жир). Думаю, что это очередная «рекламная» панацея. Я бы не рекомендовал «покупаться» на все это. Хотя мне и понятны желания людей привести свое тело в нормальное состояние быстро, без усилий и кропотливой работы над собой, не испытывая каких-либо ограничений и «страданий». Но так в жизни обычно не бывает. И еще, ведь любое лекарство как «лечит» одно, так и «калечит» другое. Обычно о побочных последствиях умалчивается. Замечательный японский гастроэнтеролог Хироми Шинья писал: «Все лекарства в той или иной степени ядовиты. Чем быстрее действие лекарства, тем оно токсичнее».

Лучше приводить свой вес в норму естественным образом, постепенно. Тогда и результат будет стойким, а не как от «чудо-рецептиков». И эта стойкость связана не только с самим «сбросом» веса, а, прежде всего, с перестройкой обмена веществ в организме, а это инерционный процесс.

 

Зачем Вы написали книгу?

 

Был задан вопрос: «В городе говорят, что Вы собрались защищать диссертацию по этой книге? Правда ли это?»

В книге я уже писал о своей мотивации. Сначала была острая потребность разобраться в себе, в своих проблемах, определить свою стратегию жизни на будущее. Захотелось помочь другим людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. И если хоть одному человеку книга поможет, то я буду считать, что не зря это делаю.

А что насчет диссертации. То ее я защищал еще в Советском Союзе, и мне этого достаточно! Я и так имею ученую степень и научное звание.

И то, что я делаю, это больше для души, вошёл во «вкус», мне интересно этим заниматься. Просто по жизни, как бы кому-то это не нравилось, я человек активный.

 

А где купить книгу?

 

Поступило много вопросов от лобненцев о том, где можно купить эту книгу для себя, коллектива? Будет ли дополнительный тираж?

Издание этой книги - это не коммерческий, а чисто социальный проект, при поддержке Лобненской Торгово-промышленной палаты. Это подарок горожанам.

Все книги розданы жителям города (только в день презентации - более 900 экземпляров), переданы в трудовые коллективы и библиотеки. В продажу они не поступали. Дополнительный тираж не планируется.

Желающие прочитать могут посмотреть текст книги на моем персональном сайте «Лобня: сайт Сергея Сокола» в Интернете (www.sssokol.ru).

Если эта тема будет и дальше интересна читателям, то в конце следующего 2015 года возможен выход второго, уточненного, переработанного и дополненного издания данной книги.

 

Продолжение следует. В следующей части публикации будут представлены ответы на оставшиеся вопросы, в том числе позиция автора на природу онкологических заболеваний, их профилактику и лечение, отношение к ГМО продуктам, другим проблемам, связанным со здоровым образом жизни.

 

_______________

* При подготовке этого материала, кроме книг Б.К.С. Айенгара, использованы работы Массух М. Пятеро вместе (Yoga journaL. №63, 2014), Гостевой А. Внимание всем постам! (Yoga journaL. №63, 2014) и Макаровой Ю. Йога в кармане (Москва: Альпина нон-факшн, 2008).

        РЕЦЕПТЫ

к книге, которые в своих вопросах

просили опубликовать читатели

 

Напитки из ягод

 

Годжи

Семь столовых ложек промытых в холодной, проточной воде ягод поместить в термос емкостью 1,5 литра и залить на 24 часа горячей кипяченой водой порядка 80 градусов по С (нельзя заваривать крутым кипятком, иначе можно уничтожить полезные вещества). Затем процедить, остудить. Пить по 100 мл перед завтраком, обедом, ужином за пол часа-час до приема пищи.

 

Шиповник

Семь столовых ложек очищенного от зерен шиповника промыть в холодной, проточной воде. Засыпать в термос емкостью 1,5 литра и залить горячей кипяченой водой порядка 80 градусов по С на 12 часов. Процедить, остудить. Пить по 100-150 мл. Оставшиеся ягоды запаренного шиповника можно использовать второй раз, также залив их в термосе горячей водой на 12 часов. Процедить, остудить.

Приём напитков чередуется.

 

Лепешки из отрубей

(подсказка П. Дюкана).

 

Рецепт для одной лепешки

Две столовые ложки овсяных отрубей, одно яйцо, одна столовая ложка молотого топинамбура (порошок), две столовые ложки нежирного творога или йогурта, одна чайная ложка сушеной или мелко нарезанной свежей зелени (петрушка, укроп сельдерей). В лепешке творог (йогурт) можно заменить свежими, протертыми (до консистенции пюре) овощами – кабачок, капуста, сельдерей и т.п. Овощи также можно заменить пюре из свежих фруктов – яблоко, банан, груша, персик, любые ягоды. Для аромата (и для пользы) добавить 1-2 чайные ложки молотой корицы. Отличный десерт для чаепития. Выпекать на сковороде (D = 10 см) с антипригарным покрытием на малом огне с небольшим количеством растительного масла (1-2 столовые ложки) по 2-3 минуты на каждую сторону.

 

Каша на завтрак

Три столовые ложки риса или овсяных хлопьев залить 250 мл полуторапроцентного молока, разбавленного кипяченой водой пополам, варить до готовности. В готовую кашу добавить по одной столовой ложке свежих (замороженных) фруктов. Примерный перечень фруктов: брусника, клюква, кизил, зерна граната, смородина, малина, клубника, черешня, мандарин и т.п. (три-четыре вида). Добавить 5-7 половинок грецкого ореха, 7-8 зерен миндального ореха, 2-3 бразильского. В готовую кашу кладется одна столовая ложка овсяных отрубей. Иногда одна столовая ложка растительного масла холодного отжима.

 

Супы-пюре

Готовятся из любых овощей, кроме картофеля. Картофель, с которым традиционно готовятся первые блюда, мы заменили корнем сельдерея. Овощи почистить, помыть, нарезать крупными кубиками и залить холодной водой. Варить овощи до готовности, затем, с помощью блендера, сделать суп-пюре. Соль и любое очищенное растительное масло (5-6 столовых ложек на 2-2,5 литра) добавить по желанию. Примерный перечень овощей: тыква; сельдерей (клубни и стебли); кабачки, очищенные от семечек; репчатый лук; морковь; репа; капуста брокколи, брюссельская, белокачанная; болгарский перец; томаты; зелень.

 

Котлеты паровые

с отрубями

В 300 граммов фарша (говяжьего, куриного, рыбного) добавить 7-8 столовых ложек овсяных отрубей, 1 яйцо, лук репчатый, кабачок (тыкву, сельдерей, любую капусту), 5-6 столовых ложек нежирного творога или йогурта, соль по вкусу (мы, как правило, не кладем), перемешать. Доля мяса в общей массе составляет 25-30%. Готовить котлеты на пару.

 

Во все готовые блюда рекомендуется добавлять в каждую порцию одну столовую ложку овсяных отрубей.

Подготовила Елена Сокол

Меню сайта
Календарь публикаций
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930